Advertisements

BMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрика

Наигравшись в начале «нулевых» с авангардом, очередное поколение 7 series дизайнеры BMW сделали сравнительно консервативным, если не сказать – скучноватым внешне. Но что касается конструкции, то никакого консерватизма тут ожидать не приходится – прогресс наступал неотвратимо. Для покупателей новых машин это было, скорее, к лучшему, но стоит ли покупать такую машину в возрасте 10-ти с лишним лет? В первой части разбираем потенциальные проблемы кузова, салона и электрики, а во второй займёмся ходовой частью, трансмиссией и моторами.

 

Техника

Advertisements

Первым делом разберемся с индексами. Для простоты в заголовке мы указали F01, и это код кузова с короткой базой 3070 мм. Длиннобазная семёрка (3210 мм между осями) – это F02. Ну а F03 – это бронированная версия. 

В части архитектуры кузова продолжилось начатое ещё при предшественнике Е65 вытеснение стальных конструкций алюминиевыми. Так, передняя часть почти вся, кроме лонжеронов, состоит из литых и штампованных алюминиевых конструкций. Литые алюминиевые чашки подвески крепятся к стальным лонжеронам и моторному щиту на клей, заклепки и болты. Из алюминия также сделаны капот, передние крылья, все двери и панель крыши, крышка багажника и многие усилители кузова, брусья бамперов. 

BMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрика

Для таких элементов, как моторный щит, рамка лобового стекла, средние стойки кузова и пороги, активно использовали высокопрочные стали, причем в несколько слоев. Так, в пороге 3-4 слоя стали толщиной более полутора миллиметров каждый. Соединения стальных элементов во многих местах выполнены лазерной сваркой, которую невозможно воспроизвести в условиях кустарной мастерской или даже дилерского центра. 

В итоге кузов стал очень прочным, выдерживая огромные нагрузки и ДТП, но и заметно более «одноразовым» – восстановить в заводское состояние при любых серьезных авариях не получится. Он крайне плохо тянется на обычных стапелях и по большей части не варится – любая сварка силового каркаса будет очень сильно его ослаблять. 

В передней части любые изменения геометрии требуют замены алюминиевой чашки подвески на донорскую, а править можно лишь оригинальный лонжерон, и то совсем немного – он очень прочный и упругий. Верхний усилитель сложной формы стальной, но совершенно одноразовый. Мощный подрамник алюминиевый, в случае повреждения – только замена в сборе. Многослойные ячеистые конструкции из стали для гашения удара в передней части тоже меняются лишь целиком. 

BMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрика

Можно ли при ремонте купить донорские детали и «пересобрать»? В теории да, благо клей и клёпки доступны. Однако заводской прочности швов не достичь: поверхности нужно очень тщательно готовить, элементы – разогревать… Короче, если при фронтальном ударе повреждено что-то, кроме пластика, восстанавливать машину крайне сложно, если не сказать – невозможно. 

В задней части ремонт значительно проще, благо стали обычные, но тоже есть нюансы. Очень интересно выполнено пластиковое крепление заднего бампера к крылу. Оно представляет собой целый аэродинамический элемент с несколькими точками крепления к кузову и полостью для фильтрации воздуха, чтобы в салон через жалюзи вентиляции попадало меньше пыли, и полностью закрывает всю скрытую часть крыла под бампером. Под проемом багажника – такой же развитый пластиковый элемент для максимально точной фиксации бампера: любая просадка, заметная визуально, говорит о довольно серьезной поломке.

Как и у любой нормальной BMW, моторы расположены продольно, а базовый привод – на заднюю ось. Полный привод – с управляемым электроникой фрикционом в раздатке.

Стекло лобовое

38 063 рубля

Подвески мощные алюминиевые: двухрычажная спереди и многорычажка сзади. Все подвески имеют электронно-управляемые амортизаторы, а в задней подвеске могут стоять пневмобаллоны – у версий 760i и у машин после рестайлинга. Ещё эта «семерка» может быть полноуправляемой: реализуется это установкой мехатронных приводов и блока управления ими на задней оси. Угол отклонения небольшой, но позволяет улучшить управляемость и сократить радиус разворота.

Коробки передач только автоматические, 6- и 8-ступенчатые ZF классической конструкции с гидротрансформатором серии 6HP21 на самых простых машинах с мотором N52 730i и серии 6HP28А на машинах с более мощными наддувными моторами 3,0 и V8 4,4. А машинам с дизелем 3,0 и бензиновым V12 до полагались 8-ступенчатые АКП: 8HP70 и 8HP90. После рестайлинга эти АКП ставили уже почти со всеми моторами, но заднеприводные бензиновые машины встречаются с 6-ступками и более поздних выпусков.

Индексы модификаций, как это часто бывает, не всегда соответствуют рабочим объемам. Так, модели 730i действительно имеют моторы 3,0 – рядные шестерки N52, а вот 740i – вовсе не 4-литровые, а с наддувным 3,0 N54/N55. 750i имеют турбированный V8 4,4 серии N63, а вот у 760i действительно 6-литровый V12 N74, также с турбиной. Дизельные двигатели тут все с двигателем 3,0 серии N57, но в различных версиях: с одной (730d), двумя (740d) или даже тремя (750d) турбинами.

BMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрика

Конструкция очень насыщена электроникой. Несколько шин данных (в том числе оптические) связывают все воедино для работы пары десятков блоков управления. Тут огромное количество сервисной электроники и многообразие вариантов. Найти две одинаковые машины с идентичным набором ЭБУ будет крайне сложно, ибо комплектации по традиции заказные. 

Большинство «семерок» для России собирались в Калининграде. Бояться «нашей» сборки особо не стоит, хотя мелкие нарекания на качество окраски и сборки случались. Впрочем, немецкие машины тоже не идеальны, брак случается у всех.

Таймлайн

8 июля 2008 года. Мировая премьера на Красной площади в Москве (доллар стоил 23 рубля, до войны с Грузией оставался месяц, а до первого экономического кризиса – 3 месяца).

15 ноября 2008 года. Представлены серийные модели 7er BMW в вариантах 740i, 750i, 750Li и 730d.

Июль 2009 года. Стали доступны полноприводные версии 750i xDrive и 750Li xDrive, а также самая младшая версия 730i/730Li с атмосферным мотором 3,0.

Август 2009 года. Появление модели 760i/760Li с мотором V12.

Осень 2009 года. Появлении более мощной дизельной модификации 740d. Для большинства версий стал доступен М пакет.

Сентябрь 2010 года. Стала доступна полноприводная версия 740d xDrive.

Июль 2012 года. Рестайлинг модели. Теперь все версии имеют только 8-ступенчатую АКП, ранее основным бензиновым машинам полагалась 6-ступенчатая. Версии 730d и 730i более недоступны, зато появилась топовая дизельная 750d и полноприводная 740d. Пневмоподвеска задней оси теперь в базовой комплектации у всех версий. Новая мультимедийная система. Обновления внешности и интерьера. Обновление моторов. Новые ассистенты безопасности, адаптивный круиз-контроль и система автоматической парковка.

Июль 2015 года. Выход преемника, поколения G11. Ещё три месяца два поколения «семёрки» выпускались параллельно, а последние машинокомплекты на Автоторе собраны через полгода.

Кузов

Внешние панели

Ржавчины снаружи, скорее всего, не будет: за машинами всё ещё неплохо ухаживают и своевременно подкрашивают. Часто кузов покрыт каким-нибудь «жидким стеклом» или иной субстанцией, что идёт ЛКП только на пользу.

Впрочем, при внимательном осмотре сколы и пузырьки можно изредка отыскать на задних крыльях и стойках крыши и рамке лобового стекла – это единственные видимые снаружи стальные детали. 

BMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрикаBMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрика

Капот, панель крыши, двери и передние крылья, как уже было сказано, тут алюминиевые. Это не значит, что они не требуют внимания. В местах повреждений и ремонтов, у петель дверей, креплений рамок, замков и в местах установки разнообразного крепежа можно отыскать вздутия и увидеть серый осыпающийся металл. В любом случае его будет немного. Если нет грубых нарушений условий эксплуатации, при ремонте не применяли алюминиевые клепки и не меняли материалы крепежа, то процесс коррозии алюминия очень растянут, даже если машину хранили на улице и мыли как попало. 

BMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрика

Снизу

Осмотр на подъёмнике сильно осложняется тем, что кузов почти полностью прикрыт аэродинамическими панелями, развитыми локерами и пыльниками. Что ж, пластик тоже может кое-что рассказать о состоянии кузова. Обратите внимание на состояние задних локеров и накладок порогов. Если пластик имеет следы контактов с грунтом, а войлочные задние локеры мокрые насквозь, то машина уже давно живет не своей жизнью, не ночует в чистых и сухих гаражах, а скитается по подворотням и разбитым дорогам и не получает должного обслуживания.   

BMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрика

В таком случае при внимательном осмотре наверняка найдется еще миллион мелких проблем. Например, закисшие суппорты, шарниры датчиков и арматура пневмоподвески, ржавые шурупы и не только. А если поврежденные локеры и пластик снять, то почти точно отыщется коррозия внутри арок и на проводах блоков управления амортизаторами и активным подруливанием задней оси. Если же пойти ещё дальше и снять задний бампер, чтобы заглянуть в стык между крылом и бампером, то в верхней части вы увидите вздутия, если стыки не промывали тщательно и регулярно.

Если же пластиковые накладки ровные, локеры сухие, и всё выглядит более-менее первозданным, то, скорее всего, внутри всё тоже хорошо. Но это не значит, что осмотр можно заканчивать. 

BMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрика

Загляните в багажник: тут часто бывает влажно из-за неудачного конструктива клипс в водоотводе, они стареют и начинают пропускать воду внутрь. Часто их просто ставят на герметик, что вроде бы колхоз, но надежнее, чем покупка новых. В багажнике надо бояться не коррозии, а проблем с электроникой, ее тут очень много. По центру стоит аккумулятор, по краям проводка и около десятка (точное число зависит от комплектации) блоков электроники. 

Проблема воды в дверях, знакомая по разным моделям BMW как минимум с 90-х годов, тут тоже актуальна – это всё то же сочетание забитых сливов и хорошей герметичности самих дверей. Проверяйте сливы, потрясите двери, внутри электроники хватит на целый Solaris – там как минимум блок управления стеклоподъемником, ручка с контроллером и доводчик. Если проблему игнорировать, ждите коррозии стеклоподъёмников, а со временем – протечки внутрь салона, где на полу проводки и электроники ещё больше. Вода также может быть в порогах и в нише люка, опять же из-за забитых сливов. Ниша ржавеет так же, как на Jaguar XJ, хотя проблема пока что не массовая. 

BMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрикаBMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрика

Обязательно проверьте подкапотное пространство: надмоторную нишу и состояние всех швов. В моторном отсеке тут очень горячо, особенно с моторами V8 или V12, герметик стареет усиленными темпами, особенно у машин, сутками «молотящих» на холостых оборотах в ожидании большого начальника. Трещины герметика приводят к коррозии как стали, так и алюминия по соседству.

BMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрика

Оборудование кузова

К сожалению, при всей немецкой основательности конструкции просчетов явно многовато. В первую очередь владельцев достают поломки дверных ручек. Оригинальные имеют неудачный уплотнитель и боятся воды. Поначалу они отказывают после моек, а потом просто корродирует плата, перестает работать система бесключевого доступа и начинает быстро садиться аккумулятор. Удивительно, но китайские ручки сделаны явно лучше оригинала, а стоят раз в пять дешевле, и герметизация у них лучше.  

BMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрика

С оптикой тоже вышло некрасиво. Во-первых, трескаются колпаки фар, причем это не мелкие трещинки, а сквозные трещины, которые готовы расти на всю высоту стекла. Ксенон тут довольно крепкий, выгорает он не так уж быстро, а вот светодиодные фары оказались слабоваты, и световой поток ощутимо меньше, чем от газоразрядных ламп. К тому же светодиоды основного модуля умирают со временем от перегрева. Ремонт небюджетный, сложный, но вполне возможный – можно даже поменять светодиоды на более мощные, причем сразу раза в два, а заодно улучшить охлаждение фары. Ремонт получится намного выгоднее покупки новой фары: можно уложиться в 120-150 евро вместе с работой, тогда как фару меньше чем за 2000 вы не найдете.  

Но если с диодами основного света проблемы (пока) случаются нечасто, то модули светодиодных поворотников мрут постоянно. Что интересно, их можно купить отдельно, вот только цена в 350 евро явно не соответствует сложности детали. Четыре светодиода тянут аж на 300 рублей при ремонте, а откуда появляются еще два нуля в цене детали, вряд ли вам кто-то ответит. 

BMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрика

Замки дверей тоже внезапно отказывают, и тоже есть в китайском варианте с «доработками». В остальном качество исполнения очень высокое, все детали есть в наличии, даже самая мелочь, качество изготовления отличное, от заводского не отличается. 

Правда, общая цена всей «мелочевки» легко может составить несколько сотен тысяч рублей. А цена с бамперами и оптикой превышает миллион рублей. Неудивительно, что «жирные» F01 иногда не угоняют, а «обдирают» – снимают все, что представляет ценность, от М-руля до оптики, предварительно разблокировав сигнализацию. В оснащении машины не все элементы привязаны к конкретной конфигурации, да и программную защиту многих компонентов уже сломали.

ДетальЦена оригиналаЦена неоригиналаЦена неоригинала 2КузовФара ксенон с AHL97 645Magneti Marelli 38 076Hella 41 716Фара биксенон98 452Magneti Marelli 45 459Стекло лобовое38 063KMK 5 619Крыло переднее42 686API 17 946Бампер передний63 214Polcar 32 818Капот114 453Schnieder 52 324Ремонтный брызговик без VIN номера 43 782Нет в продажеСалон

Курс на «одноразовость» отделки, взятый BMW с появлением «пятёрки» Е60 и «семёрки» Е65, был продолжен и тут. Сравнительно быстро истирается покрытие рулевого колеса, протираются до белого пластика кнопки управления климатом, царапаются дисплеи, а у рестайлинга часто требуют замены накладки внутренних ручек дверей. Кнопка разблокировки на рычаге АКП люфтит и иногда даже выпадает, а у «крутых» сидений с ломающейся спинкой отказывают электромоторы регулировки. У экранов в спинках регулярно облезает антибликовое покрытие и изредка рвется шлейф. Рулевая колонка часто стучит и прикусывает, нижняя ее секция с карданом и шлицами, увы, расходник.

BMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрика BMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрикаBMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрика

Полный список потенциальных проблем зависит от комплектации. Доводчики дверей, подсветка, ароматизаторы, озонаторы, пульты управления встроенными средствами мультимедиа и климатом, массажи, оттоманки, шторки… Оно всё рано или поздно ломается.

Мультимедийная система NBT от BMW по нынешнем меркам уже олдскул, а обновлять её сложно. Многие владельцы идут на такой шаг, как покупка китайской мультимедийной системы в корпусе и с интерфейсом NBT, такие ставятся болт-он и отлично интегрируются с бортовой электроникой. Цена такого модуля – от 500 евро, что более чем в пять раз дешевле бэушного (не говоря уже про новый) оригинала, да и в установке «китаец» проще в разы. Единственное, чему пока такие модули не научились, это показывать видео на задние мониторы. Но все может измениться к моменту публикации статьи. 

BMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрика

Конструкция сидений сложная и капризная. Подогрев мало того, что ломается от неудачного нажатия, а нити обогрева встроены в чехол, что резко повышает стоимость его замены (если, конечно, вы не хотите вшить сюда углепластиковый «колхоз» и забыть о проблеме навсегда), так еще и если прожать коленкой, то можно поломать лопасти системы вентиляции. 

При этом по ресурсу обивки особых проблем нет – в отличие от руля сиденья сделаны крепкими, даже с самой нежной кожей они держатся хорошо, сотня тысяч пробега ничем не выдает себя, ну кроме износа ниток прострочки (в отличие от более младших моделей – 3-й и 5-й серии). Потертости и потеря фактуры кожи говорят о пробегах сильно за 200 тысяч.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Традиционно не обошлось без проблем по климатической системе. Почти у всех машин очень перегружен компрессор кондиционера, и его ресурс невелик, хотя цена замены не должна смущать на фоне цены эксплуатации машины в целом. Сбои клапана подачи антифриза часто вызывают подачу горячего воздуха в салон летом. Вентилятор шумноват на оборотах выше минимальных, хотя производительность его сделана с запасом, в случае чего он может прогреть и выстудить салон за минуты. Сбои электроники климатики тоже случаются: система довольно нежная, а постоянные попытки владельцев снизить шумность снижением оборотов вентилятора плохо сказываются на работе заслонок температуры, они работают в крайних положениях и иногда подзалипают, начиная «кряхтеть» при изменениях наружной температуры.

BMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрика

В общем, нарекания есть, и вполне серьезные. Даже обладатели далёких от образцовости Е65 говорят «в наше время такого не было», а фанаты Е38 вообще с владельцами более новых машин не разговаривают, считают это ниже своего достоинства, но что они думают о качестве современных BMW, безошибочно читается на их лицах.

Просто содержать салон машины в полном стоке для хорошего сохрана в случае с F01 недостаточно – деградация качества отделочных материалов по сравнению с предшественниками из 90-х годов очень хорошо заметна, и 10 лет для такой машины – уже много. Поэтому не нужно отказываться от машины на основании того, что, скажем, перешит руль. Часто это проявления «здорового перфекционизма».

1 / 11

2 / 11

3 / 11

4 / 11

5 / 11

6 / 11

7 / 11

8 / 11

9 / 11

10 / 11

11 / 11

Электрика

Надеяться на то, что в машине такой сложности все будет идеально работать, наивно. Даже в гарантийный срок что-то да сбоило, а в возрасте 10 лет у таких машин проблемы почти что гарантированы. 

Несколько неожиданно отгнивает в месте клеммы-переходника силовой провод аккумулятора, что идет из багажного отсека – аккурат на выходе из кузова. Проблемы с вводом питания в передний распределительный блок у F01 тоже случаются, но гораздо реже, чем у E60, E90 и F30, потому что разводка теперь дублирована, в салон приходят сразу два провода спереди, да и сами разъемы поменяли на более надежные. По днищу машины провод проложен удачнее и повреждается редко. Но проверять состояние этой шины питания нужно, слишком важно ее состояние для самочувствия машины. 

Фара биксенон

98 452 рубля

Генераторы на моторах V8 и V12 ходят не слишком долго из-за перегрева. Банально не выдерживают подшипники, да и щетки ходят недолго, в пределах 150 тысяч в городском режиме с типичными для таких машин долгими простоями. Но генератор тут достаточно простой, с обычным воздушным охлаждением, так что цена в 550-650 евро кажется несколько преувеличенной. И обгонная муфта на нем – не лучшего качества, она часто является причиной лишнего шума и требует внеплановых ремонтов.

В остальном проводка на F01 – это сплав магии и фантастики. Тут сплетены в два больших жгута проводов обычная силовая проводка, сигнальная медь и оптические кабели. Кстати, цена жгута только по одной (!) стороне – больше 10 000 евро. Правда, почти все элементы и даже разъемы есть в продаже по отдельности, хотя и их цена тоже впечатляет. Поломки проводки случаются обычно по вине сервиса или из-за ДТП, а работы с проводкой частенько связаны с дооснащением автомобиля и заменой блоков.

Блоков, как уже говорилось, много, и в заводском исполнении работает все достаточно стабильно, большая часть типовых проблем – это утечка тока из-за ручек дверей и поломки мехатроники, различных приводов с моторами. 

BMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрика

У блоков и их прошивок есть зависимости и есть специальные инсталляторы, наборы ПО, и, конечно же, имеются электрики, специализирующиеся на решениях проблем с электроникой BMW, связях блоков, обновлениях и модернизациях. Увидите или услышите такие слова, как ZGW, ZGM, HU_CIC, KOMBI, TAL Editor, MOST, ICOM, IHKA и прочие SMBF и KAFAS, значит, вам надо искать специалиста или медленно погружаться в пучины безумия обновлений, шин и прошивок. 

Причин познакомиться с глубинным устройством электроники может быть много, от банального неудачного прикуривания до ДТП или простого неудачного автоматического обновления компонента. Ну или смерти одного из блоков, о котором вы даже не слышали и не знали, что он у вас в машине есть. Да что там, даже попадание в хорошую яму может вызвать проблемы с контактом в оптической шине и долгие поиски проблем. И да, сотня тысяч рублей на диагностику при неправильном подходе к проблеме тратится легко и бесполезно. Ищите по рекомендациям профессионалов, которые починят машину, избежав лишних расходов.

Промежуточный итог

Мы рассмотрели только проблемы кузова, салона и электрики, но уже понятно, что покупка бэушной 7 series F01 – это игра с очень большими ставками. Любое серьёзное ДТП для этой машины – это 100% «тотал». Такую машину надо «пускать на гайки», восстановить её невозможно. Вернее, возможно, но только для последующей перепродажи не очень умному и внимательному покупателю. Постарайтесь не стать таким покупателем.

В целом кузов достаточно крепкий, чтобы многие проблемы сделать невидимыми глазу, поэтому если вы берёте эту машину поездить полгода-год, не вкладываясь и не заморачиваясь на мелочи, чтобы потом «скинуть» с потерей в цене в 100-200 тысяч рублей (или даже без неё), вам может повезти. Если же собираетесь брать надолго, и в душе вы перфекционист, то даже в том случае, когда всё выглядит идеально, готовьтесь вкладываться.

BMW 7er F01 с пробегом: кузов, салон, электрика

Ну и отделка… Если вы ездили на E38 или, скажем, W140, эта машина покажется вам ширпотребом, и не случайно. Остаётся надеяться, что горечь разочарования скрасит обилие опций, о которых в 90-х и начале 00-х можно было только мечтать.

Источник: kolesa.ru